?

Log in

No account? Create an account
Концепция магистерской программы “Иностранные языки” по… - Институт лингвистики, РГГУ [entries|archive|friends|userinfo]
Институт лингвистики, РГГУ

[ website | Сайт Института лингвистики ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

[May. 21st, 2008|10:31 pm]
Институт лингвистики, РГГУ

ru_il

[yasashisa]

Концепция магистерской программы “Иностранные языки”

по направлению 520500 — лингвистика

в Институте лингвистики РГГУ

 

Магистерская программа “иностранные языки”  по направлению 520500 – Лингвистика предназначена для бакалавров, ставящих своей целью углубленное изучение фундаментальных основ лингвистики, иностранных языков и подготовку к научно-исследовательской и педагогической работе в высшей школе. В задачи магистерской программы входит освоение методологического наследия научных лингвистических школ, а также ознакомление с современными научными концепциями и методиками исследовательской деятельности в области лингвистики. К числу важных задач программы относится также овладение иностранными языками на уровне, который позволит магистру лингвистики участвовать в научной жизни на международном уровне. Магистерская программа сочетает образовательный и научно-исследовательский компоненты.

В соответствии с поставленными задачами учебный план магистратуры реализует образовательный компонент программы.

В дисциплины направления данной образовательной программы, наряду с дисциплинами федерального компонента (Семиотика; История языкознания; Методы лингвистического анализа; Компьютерные технологии в лингвистических исследованиях; Практикум по культуре речевого общения - первый иностранный язык; Практикум по культуре речевого общения - второй иностранный язык) включены Дисциплины вузовского компонента, устанавливаемые факультетом, а также дисциплины по выбору студента. Состав и содержание специальных дисциплин определяется задачами самой программы, в эту группу входят курсы, ориентированные на будущую профессиональную деятельность выпускников: “Речевая деятельность общества”, “Дискурсивный анализ” и “Лингвистическая антропология”, а также спецкурсы. Курс “Речевая деятельность общества”, рассчитанный на 3 семестра, предполагает систематическое изучение методов, используемых лингвистической наукой для изучения различных источников и всего многообразия способов существования и функционирования языка в человеческом сообществе. Как и курсы “Дискурсивный анализ” и “Лингвистическая антропология”, курс “Речевая деятельность общества” рассчитан на будущую практическую деятельность будущих выпускников.

Что касается изучения иностранных языков, то предполагается, что слушатели магистратуры владеют и первым, и вторым иностранным языком на продвинутом уровне, однако еще не владеют в достаточной мере навыками перевода и реферирования научной литературы по специальности на английском языке, и в особенности на втором иностранном языке, изучение которого на этапе бакалавриата чаще всего начинается с нулевого уровня. Магистранты также нуждаются в формировании полных и систематических знаний и представлений в области культурной специфики и традиций тех обществ, в которых существуют эти языки. Именно такую задачу решают курсы “Прецедентные тексты английской культуры”, “Прецедентные тексты американской культуры” и “Прецедентные тексты культуры второго иностранного языка”, входящие в список дисциплин по выбору студента.  В сочетании с занятиями иностранным языком в рамках курса “Практикум по культуре речевого общения (первый иностранный язык)” и “Практикум по культуре речевого общения (второй иностранный язык)”, эти дисциплины расширяют область профессионального применения языковых навыков магистрантами, помогают им научиться ориентироваться в культуре соответствующих языков и готовят их к сдаче кандидатского экзамена по иностранному языку.

 

Дисциплины вузовского компонента включают в себя обязательные курсы и курсы по выбору.

Углубленное изучение лингвистики предполагает выделение двух самостоятельных и взаимосвязанных аспектов: 1. освоение приемов текстологического анализа и 2. овладение культурным контекстом, в котором существуют эти тексты.  В настоящей программе в качестве дисциплин вузовского компонента выбраны дисциплины, изучающие основы анализа текстов различных видов и жанров с учетом их коммуникативной направленности. В качестве дисциплин по выбору студента предлагается курс русского языка и курсы, изучающие культуру стран изучаемых языкогв как первого – английского (“Прецедентные тексты английской культуры”, “Прецедентные тексты американской культуры”), так и второго иностранного (“Прецедентные тексты культуры второго иностранного языка”). 

Три обязательных семестровых курса – “Анализ художественного текста”, “Анализ бытового текста” и “Анализ научного текста” читаются в течение IIII семестров. Эти курсы проводятся в форме интерактивных занятий с максимальной активизацией слушателей. Каждый магистрант на протяжение трех семестров должен прослушать все три названных курса. Небольшое количество слушателей обеспечивает возможность интенсивной индивидуальной  работы каждого учащегося над материалом курса, неоднократное выступление с докладами, самостоятельными разборами произведений, обзорами научной литературы по тематическому плану курса.

Все остальные курсы магистерской программы являются курсами по выбору. Предполагается, что студент выбирает три (из четырех) курса по выбору из вузовского компонента и возможный спектр спецкурсов и спецсеминаров, избираемых в соответствии с индивидуальными исследовательскими задачами и предпочтениями слушателей.

Специальные дисциплины (“Речевая деятельность общества”, “Дискурсивный анализ”, “Лингвистическая антропология”) сосредоточены на функционировании языка в человеческом обществе и дают магистрантам возможность углубленного изучения различных лингвистических явлений.

Набор спецкурсов варьируется и определяется исходя из интересов, предпочтений и индивидуальных потребностей студентов. Такая вариативность делает избранный принцип образования более гибким и учитывающим разные индивидуальные предпочтения и задачи каждого магистранта.

Исследовательская работа студентов направлена на подготовку магистерской диссертации, выполняемой в рамках спецсеминаров. Рефераты, библиографические обзоры и курсовые работы становятся фрагментами диссертации. Каждый магистрант проходит научно-педагогическую и научно-исследовательскую практику. Программа научных исследований и программы практики разрабатываются индивидуально научным руководителем для каждого учащегося с учетом задач и целей будущей диссертации.

 

Зав. кафедрой европейских языков

Института лингвистики                                                                 Бузина Т.В.

                       

 

 

linkReply